ARI Ext Menu

channel1.JPGchannel2.JPGchannel3.JPGchannel4.JPGchannel5.JPGchannel6.JPG
Первое сентября, первый школьный звонок,  начало учебного года - это не только радостное событие в жизни первоклассника. Этот день можно считать переломным в жизни ребёнка, а  поступление в школу - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей не только в социальном, но и в физиологическом плане. 

Школьнику придется кардинально перестроить свой распорядок дня, изменится его круг общения  (учителя, одноклассники),  в результате  возрастает психоэмоциональная нагрузка.

«Школьная адаптация» – это умение ребёнка приспособиться к новому детскому коллективу, правилам и нормам поведения, взаимоотношениям в классе и с учителем. Адаптация каждого ребенка зависит от многих факторов: индивидуальных психологических особенностей, характера взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к обучению, типа учебного заведения и уровня сложности образовательной программы (личность учителя так же имеет весомое значение в этом процессе). От того, как пройдет адаптация, зависят здоровье ребенка, работоспособность и успеваемость в последующие годы. Адаптация к школе – длительный процесс, продолжительность которого приблизительно 5-6 недель, наиболее сложными становятся первые четыре. Именно в этот период проявляется напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни.

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и состоянии здоровья. Легче переносят поступление в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием.  Следует выделить факторы риска, которые могут значительно снизить адаптацию ребенка к новым условиям. Это чрезмерная жесткость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, которые осложняют период подготовки ребенка к школе и вызывают комплекс проблем еще до начала обучения.

Период адаптации может протекать по-разному и характеризуется определенными физиологическими сдвигами в организме. Поэтому родители по определенным признакам могут судить о степени сложности адаптационного периода своего ребенка. Это нарушения в поведении, взаимоотношениях с другими детьми, неустойчивое эмоциональное состояние, ухудшение сна, снижение аппетита и т.д. Если в течение 2-3 недель состояние ребенка нормализуется, значит, адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, ухудшается самочувствие (слабость, чрезмерная сонливость или раздражительность, плаксивость и др.), изменяется температура тела, то следует говорить о более тяжелом течении адаптации.

Советы родителям:

Чтобы малыш благополучно привыкал к новым условиям и учился с радостью, постарайтесь строго следовать рекомендациям врачей, психологов и педагогов, тщательно следите за состоянием здоровья ребенка, его ростом, весом, нервно-психическим развитием и настроением, организуйте правильный режим дня, обеспечьте рациональное питание, правильное закаливание, достаточную продолжительность сна и отдыха, время пребывания на свежем воздухе, научите правилам поведения  и общения как со взрослыми, так с детьми. В семье должна оставаться спокойная и доброжелательная обстановка. Ваш ребенок должен чувствовать вашу поддержку и понимание. Не торопите и не подгоняйте свое чадо, а главное  -не критикуйте за медлительность и ошибки. При небольших успехах и победах постарайтесь поздравить своего малыша и порадуйтесь вместе с ним: дети чувствуют вашу заботу и внимание, они ждут от вас поддержки и совета, даже если они вам об этом не говорят. Слова поддержки помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности и обрести уверенность в своих поступках. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, особенно в присутствии детей - это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Именно на школьные годы приходятся наиболее важный этап роста и развития организма, формирование основных черт характера. Именно в эту пору закладываются знания и навыки, необходимые в жизни, формируется характер. В этом возрасте легче выработать привычку к труду, организованности и порядку.

Успех адаптации в школе в большей степени зависит от родителей, чем от самих детей. И помните, что детские проблемы не проще взрослых.

 

Врач-гигиенист (зав. отделением) ОГП и ГДиП           А.Г. Зайко